Своей жизнью и учением Авраам являл образец верующего, противника всякого язычества, преданного одному лишь Богу. Такой правоверный в Коране обозначается как муслим, «предавший себя» Богу «единобожник». Близкое значение имеет эпитет ханиф, чаще всего употребляемое в Писании для характеристики пророка Авраама.
        В возвращении к изначальному единобожию, к «религии Авраама» (миллят Ибрахим) видел свое призвание пророк Мухаммад, усматривавший в современном ему иудаизме и христианстве определенные отклонения от истинной веры и нарушение частоты ее единобожной сути. Споря с иудеями и христианами, причислявшими Авраама к своим единоверцам, Мухаммад возражал им словами Священного Писания:

Воистину Авраам не был ни иудеем, ни христианином;
Он был ханифом, муслимом,
Отвергающим всякое многобожие.
(3:67)

Авраам не мог быть ни иудеем, ни христианином хотя бы потому, что Тора и Евангелие были ниспосланы людям только после его смерти. (3:65). В действительности, к учению Авраама восходят три единобожные  религии. Поэтому Господь повелел пророку Мухаммаду призвать иудеев и христиан вернуться к подлинной вере, Авраамовой (3:95). Только тот, кто примет эту веру, может по праву считаться последователем оного.

Самые близкие к Аврааму люди
Суть те, кто ему следовал,
Таковыми выступают пророк Мухаммад
И уверовавшие в Коран.
Сим верующим и покровительствует
                                                            Бог.

         Авраам завещал своим сыновьям жить в полном согласии с истинной верой, с чистым единобожием:

     Воистину, дети мои, Бог избрал
     Для вас религию эту;
     Умирайте же преданными Ему.
     (2:132)

          И он сам служил примером правоверного ханифа-муслима благодаря своей верности обету, который пророк дал Всевышнему.

     Господь сказал Аврааму:
     -Будь преданным Мне!
     -Я предаюсь Владыке миров!
     (2:131)

         Все предписания и веления Божьи Авраам верно исполнил (53-37). Пророк твердо выдержал испытания, о которых говорится в Священном Писании (2:124):

    Авраама испытал Господь
    Обращенными к нему повелениями,
    И тот выполнил их.
    Тогда Господь заявил:
    — Я назначаю тебя людям
    В пример духовного предстоятеля.
    -А потомство мое?
   -Завета Моего не удостоятся
   Те из них, кои нечестивы.

      Толкователи расходятся во мнениях относительно того, каковы были сии повеления. Некоторые считают, что речь идет прежде всего о тех тяжких испытаниях, кои выпали на долю пророка: ввержение в костер, разлучение с родными местами, приношение в жертву сына, совершение обрезания в преклонном возрасте и т п.
       В числе предписаний, которые могут подразумеваться в данном айате, упоминают также строительство мекканской святыни и связанные с ней обряды паломничества: обход Каабы, пробег между холмами Сафа и Марва, бросание камешков и др.
      Повеления толкуются и в смысле предписаний эстетическо-гигиенического характера, на которые укажет потом пророк Мухаммад, обращаясь к своим последователям. Таких предписаний десять. Первые пять относятся к уходу за головой: зачесывание волос на пробор, подстригание усов, чистка зубов, полоскание рта и прочищение носа водой; остальные – к другим частям тела: обрезание, бритье лобка, удаление волос под мышками, стрижка ногтей и подмывание.
      Полагают, наконец, что они касаются требований, предъявляемых к мусульманину в Коране,- преданность Богу, благочестии, терпении, верности взятым обязательствам , целомудрии, совершении обрядовой молитвы, соблюдении поста, выдачи милостыни нуждающимся, повелении добра и запрещении зла. (см. 9:112, 23:1-10, 33:35).
      В пророке  Аврааме воплотились прекрасные качества целого добродетельного народа (16:120) В Священном писании его имя дважды упоминается среди стойких и наиболее великих пророков (33:7, 42:13).
      Когда однажды некто обратился к Мухаммаду со словами: «О наилучший из людей», тот резко оборвал: «Таков лишь Авраам!». В другом хадисе говорится, что в день Воскресенья все люди нагими восстанут из могил, и первым, кого покроют одежды, будет Авраам.
       В первое число рамадана пророку ниспосылались упомянутые в Коране свитки. Их было десять или двадцать, состоящих сплошь из нравоучений. Вместе они составляли книгу из десяти глав, которую перевели на арабский при халифе аль-Мамуне. Свитки эти до нас не дошли. Далее…