В самом деле о страшном испытании, хотя без указания имени, повествует сура 37. Это испытание – испытание по жертвоприношению сына. Начиная с первых веков мнения комментаторов ислама разделились. Одни предполагали, что такая судьба выпала Измаилу, а другие – Исааку. Все же среди толкователей утвердилось имя Измаила. В преданиях есть утверждение, что Авраам увидел во сне, что он должен заколоть своего сына. И он некоторое время сомневался, что такой приказ исходит от самого Бога. Но сон такого содержания повторялся несколько ночей кряду, поэтому он убедился тому, что наказ этот идет от Всевышнего. Имеется повествование, якобы пророк дал обет, что он сам принесет первого своего сына в знак благодарности Господу. Потом, однако забыл о своем обете. Поэтому и пришло напоминание сновидениях.
Когда же Авраам решился исполнить Божье повеление, он попросил сына собираться в путь, и взял с собой нож и веревки.
— Что же отче, этим будешь делать! — спросил сын.
— Хочу заколоть барана и принести его в жертву Богу- сказал Авраам.
чтобы совершать этот обряд, обряд жертвоприношения, оба начали подниматься в гору. По версии об Измаиле как о жертве, то была гора Мина.
Встретился им по дороге Иблис, который принял облик старца:
— Куда идете? – спросил он.
— Принести жертву Богу — ответ был от Измаила.
— А ты знаешь какую жертву хочет принести твой отец? – спросил Иблис.
— Нет.
Иблис ему и сказал, кого отец хочет принести в жертву и советовал ему туда не идти. Когда же Измаил спросил по чьей воле эта жертва готовится – по желанию отца или по благоусмотрению Господа, тогда Иблис сказал, что по благоусмотрению Господа его.
— Если это правда, то я не могу идти против воли моего Господа, – сказал Измаил.
Измаил не усомнился в своей вере Господу и правильности его решения. Пока шли к горе Мина Сатана несколько раз пытался подступиться к нему, но он отбивался от него камнями. «Бросание камней» возможно с этого момента и произошло.
В Коране же об этом испытании начинается как обращается Авраам к Сыну:
Проявил Измаил готовность данному Божьему предначертанию, но попросил не связывать ему руки и ноги, чтобы ангелы не подумали, что он проявил малодушие. А потом положить его лицом вниз так, чтобы жалость не могла победить отца, чтобы он смог исполнить повеление Всевышнего. И еще попросил отнести его рубаху в утешение родной матери.
Вместо сына в качестве жертвы Господу принесли барана, что с неба доставил архангел Гавриил. Сие был жертвенный баран Авеля, пасшийся, с тех пор как его взяли на небо, в райских кущах.
В память именно об этом событии, произошедшем в десятый день месяца зу-ль-хиджжи, паломники закалывают животное на той же горе Мина. Данный обряд творят и остальные мусульмане на своих местах, где живут. Этот день известен как Праздник жертвоприношения, -главное религиозное торжество в исламе. Далее...