В связи с участившимся ссорами между своими женами – Сара сильно ревновала к Агари или болезненно воспринимала большую привязанность супруга к Измаилу, нежели к Исааку, Авраам решил уехать с Агари на север Аравийского полуострова. А по другим сведениям, Авраам просто следовал Божьему откровению, возвестившему, что там пророку предстоит соорудить храм Божий – Каабу, вокруг которой возрастет будущая Мекка.
Авраам поселил жену и сына в Мекканской долине, в безлюдной пустыне, где не росли деревья или трава и не пробивался ни один источник. Оставив супруге бурдюк фиников и мех с водой, он собрался восвояси.

  • Как же мы будем здесь выживать? Неужели это веление Господа? — вопрошала жена.
  • Воистину.
  • Ну раз так, то он нам пособит — сказала она.
    Перевалив через гору и совсем потерявшись из виду оставленных им жены с ребенком, Авраам возвел руки к небу и трепетно воззвал:
    Господи,
    Я поселил родню в долине
    Где нет ни кустика, ни колоска,
    Близ Твоего Священного Дома.
    Чтоб они творили там молитвы,
    Окажи , Господи, милость им,
    Распахни людские сердца навстречу им;
    Даруй им плоды, дабы могли
    Возносить благодарность Тебе.

    Вскоре запасы воды у матери с сыном иссякли, а Агарь никак не могла отыскать источника, чтобы утолить жажду малолетнего Измаила. Изнуренная палящим солнцем, она перебегала от холма Сафа – и оттуда окидывала взглядом горизонт, в надежде увидеть колодец или проходящий караван – холму Марва и, всматриваясь вдаль, искала помощи с этой стороны. Так семикратно проделала она путь. В память о том шествии, объяснял пророк Мухаммад мусульманам, паломники совершают обрядочный пробег (са*и) между указанными двумя холмами во время посещения Каабы для хаджа или умры.
    Вернувшись к ребенку, Хаджар узрела, наконец, Ангела, который ногой (или крылом) ударил по сухой земле – и оттуда заструилась вода. То была благословенная Господом влага, заменившая матери с сыном еду. Со временем на месте источника люди вырыли колодец Замзам, из которого и сейчас насыщаются влагой паломники и из него обычно увозят с собой воду – ею излечивают недуги, благословляют людей, опрыскивают тела усопших.
    Позже бедуины из аравийского племени джурхум обосновались близ Замзама, основав первое поселение людей на месте нынешней Мекки. Измаил, выросший среди джурхумитов, перенял у них арабский язык. Поэтому и говорят: «Измаил – сын арабов».
    Время от времени Авраам наезжал в Мекку проведать жену и ребенка. При этом милостью Божьей, путь для него каждый рас сокращался. А согласно другому преданию, Авраам получил из Рая для поездки верховое животное, знаменитого Бурака – то самое, на котором позже Мухаммад совершит свое ночное путешествие (исра) из Мекки в Иерусалим.
    Измаил так пришелся к джурхумитам, что они женили его на своей соплеменнице. Тем временем Агарь перешла в мир иной. И вот очередной раз Авраам прибыл в Мекку повидать семью. Измаила не оказалось дома, и пришелец, не назвавшись, завел разговор с его супругой:
  • А где твой муж?
  • Отправился на поиски пропитания.
  • И как вы здесь поживаете?
  • Тяжко, во всем терпим страшную нужду и бедность.
  • Когда вернется твой муж, передай ему от меня привет. А еще скажи, чтобы поменял прог дома своего.
    По возвращении Измаила жена поведала ему о посещении чужеземного старца.
  • Это же мой отец! Обрадовался Измаил. – Он велит мне развестись с тобой. Возвращайся – ка к родителям.
    И, отпустив жену, Измаил взял в жены другую джурхумитку.
    В новый свой приезд к сыну Авраам явился в отсутствие оного и завел разговор с его новой женой.
  • Мы живем – не бедствуем, всего вдоволь, слава Богу.
  • Что вы едите?
  • Мясо.
  • Что вы пьете?
  • Воду.
  • Боже, благослови их мясо и воду! — вознес молитву старец и передай мужу, чтобы он берег порог дома своего. Далее…